воскресенье, 16 января 2011 г.

СТРАДАНИЯ И НАДЕЖДА СОЗАВИСИМЫХ- ЖЕН БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ



Для чего  я открыла эту рубрику?
Для того, что бы помочь людям отделять "мух от котлет"

Наталья Ситнева



Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к характероло­гическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается термином созависимость. Эти особенности характера и препятствуют нормальному общению вообще и со своими детьми в частности.
Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи боль­ного и даже его близкие друзья. Сам больной зависим от алкоголя, а близкий человек, вместе с ним прожи­вающий, зависит от состояния больно­го.

 Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и пове­денческое состояние, развившееся в ре­зультате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил — правил, которые не позволя­ют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и меж­личностные проблемы.
 У созависимых слабая кон­цепция своего Я, нет четких пред­ставлений, как другие должны к ним относиться. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинает­ся личность другого. У жен размыты границы своего Я. В семье, с нали­чием больного алкоголизмом вообще никто не знает своих границ. Каж­дый воспринимает проблемы больного как собственные. Фактически вся жизнь в доме вертится вокруг больного.
Другая форма направленности во­вне — это забота о том, какое впечат­ление созависимые супруги производят на окружающих, и тщательное управ­ление этим процессом. 
Жизнь созависимых жен определяет вопрос: «Что подумают другие?».
Вот типичное высказывание жены больного алкоголизмом: «Дома у меня ад. Но на работе об этом никто не должен знать. Чем хуже у меня дома, тем громче я смеюсь, тем выше держу голову на людях, тем ярче крашусь. Потом могу наедине поплакать в по­душку».

Цель жизни сводится к тому, чтобы окружающие считали их незаменимы­ми. Работая на других, они в дейст­вительности работают на себя. Никто не является столь незаменимым в семье, как созависимая жена больного алко­голизмом.
Еще один тип созависимой супруги — это страдалица. Она красиво и велича­во несет свой крест. Она верит, что страдает за святое дело, например, за сохранение семьи, за сокрытие пьянства мужа. На вопрос о том, как она воспринимала себя в течение своей длительной жизни с мужем, больным алкоголизмом, она ответила: «Я считала себя героиней, достойной того, чтобы быть поставленной на пьедестал».
Вера помогает длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разруши­тельную для всех — для больного, для жены, для детей. Такие жены тратят очень много энергии на свои страда­ния, а в это время дети не знают, к кому обращаться со своими потреб­ностями. Жены-страдалицы поддержи­вают хаотическую ситуацию в доме уже тем, что заботятся о своем пьющем супруге, нянчатся с ним как с ребенком, извиняются за него, ведут хозяйство без него, подчищая и под­тирая за ним, стойко вынося вспыш­ки гнева и т. д. Созависимые супруги больных алко­голизмом живут в двойственном убеж­дении: «Я не сделала ничего такого, чтобы заслужить твое такое отношение» и «Я сама навлекла на себя эту беду». В обоих случаях центром является Я, в чем сказывается особый эгоизм созависимых.
 Созависимые жены берут под свою ответственность чувства, мысли и даже жизни своих близких. Созависимые жены — это контроли­рующие жены. Они верят, что в состоя­нии контролировать все на свете. Вначале они пытаются контролировать мужей скандалами, придирками, мо­ральными упреками. Затем начинают действовать — прятать алкоголь, изы­мать деньги. Жены пытаются органи­зовать досуг, увлечь мужа каким-то ремеслом, например слесарным. Поку­пают для этого инструменты. Чем хаотичнее ситуация, тем больше уси­лий по контролю над ней. Они думают, что могут сдержать пьянство мужа. Обычно контроль не удается, что рас­сматривается супругой как ее собствен­ное поражение. Повторяющиеся пора­жения усугубляют депрессию.

Созависимые жены так поглощены ответственностью за своего супруга, что не уделяют внимания своей лич­ности, своим потребностям. Ответ­ственность за себя замещается ответ­ственностью за других. У них возни­кает болезненное пристрастие искать счастье и удовлетворение своих по­требностей во внешней жизни в ущерб совершенствованию внутреннего мира. Чувства созависимых искажены и ча­стично недосягаемы. Они усвоили, что им можно испытывать лишь положен­ные чувства, они научились искажать, видоизменять их. Если, например, созависимая жена хочет видеть себя доб­рой, любящей женщиной, а в это время испытывает негодование по поводу пьянства мужа, то, чтобы поддержать свой имидж, она может чувство гнева превратить в самонадеянность, само­уверенность.  

Созависимые жены вовлечены в про­цесс сокрытия правды. Мелкая ложь в повседнев­ной жизни, как кажется женам, вы­ручает их в затруднительных положе­ниях. Например: сказать начальнику мужа, что он не вышел на работу, не из-за пьянства, а из-за головной боли. В действительности ложь только глубже вовлекает их в процесс соза­висимости.
Жены больных алкоголизмом очень боятся быть брошенными. Для них непостижимо, как это их мужья могли бы жить без них. Это значило бы, что тебя обошли, что ты не нужна.

Созависимые верят почти всему, что им сказали, особенно если сказанное подходит к желаемому. Легковерие мо­жет быть формой упоминавшейся выше личной нечестности либо обмана в меж­личностных отношениях. Самым оче­видным примером легковерия является такая ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает верить, что муж сам бросит пить и положение семьи улучшится. Так может продолжаться много лет. Они хотят верить, а если они хотят, чтобы так было, то так и должно быть по их логике.
Созависи­мые жены—плохие арбитры. Они ви­дят лишь то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.
Нечестность близко соприкасается с утратой моральных принципов. Ведь ложь неэтична. Обманывать себя — это всегда деструктивный, разруши­тельный процесс, как для себя, так и для других.  Обман — форма ду­ховной деградации.

Еще одна форма духовной деграда­ции — это забвение людей, за которых созависимая женщина в ответе, кото­рые зависят от ее заботы, например своих детей. Они могут пытаться брать на себя заботу о детях путем контро­ля над ними, но это забота не о де­тях, это забота о себе. Например, женщина стремится изо всех сил содер­жать дом в порядке, тратя на это всю свою энергию. Она стремится, чтобы дети были одеты и накормлены, но она не удовлетворяет истинных, более важ­ных нужд детей, поскольку эмоциональ­но она для них остается недоступной. Вся ее энергия ушла на контроль за тем, чтобы домашнее хозяйство было в порядке, и у нее не осталось сил для таких в ее сознании второстепенных, а в действительности важнейших вещей, как выслушивание и просто пребыва­ние рядом с детьми.
Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом. Мир, в котором живут близкие больного алкоголизмом, давит на них, неясен им. Жены полны тревожных предчувствий, вечного ожи­дания плохого.  Логическим продолжением страха и ригидности выступает склонность су­дить других. Поскольку созависимые супруги пережили утрату самоуваже­ния, поскольку контролировать их мир им не удается, они начинают все больше и больше судить и осуждать других.
Давно замечено, что симптомы алко­голизма — это проявление дисфункции семьи. Оба супруга вносят свой вклад в эту проблему и оба супруга терпят на себе ее воздействие. Жен больных алкоголизмом мужей называют «сухими алкоголиками». Подчеркивается, что рядом с пьющим алкоголиком почти всегда есть сухой алкоголик. Послед­ний является почти что, зеркальным отражением первого.
Основные проявления созависимости тесно связаны с соответствующими фе­номенами алкоголизма. Известно, что больные алкоголизмом часто использу­ют отрицание как примитивный меха­низм защиты. По мере того, как реальность настойчиво вторгается, все больше и больше необходимо отрицать, чтобы за­щитное сооружение не разрушилось.

Жены больных алкоголизмом пользу­ются отрицанием очень широко, равно как и другими механизмами психоло­гической защиты — рационализацией, минимизацией, проекцией. Подобно то­му, как у больных алкоголизмом суть отрицания заключается в том, что больной отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проб­лемами, которые возникают в резуль­тате этого, так и жена не видит свя­зи между алкоголем и проблемами. Вто­рым ключевым моментом ее отрицания является ее неспособность постичь, как ее поведение усугубляет дисфунк­цию семьи. Отрицание сопряжено с большим напряже­нием и может вызывать острые чувства замешательства, вины, тревоги, ярости. Как больной не желает, чтобы его расценивали как алкоголика, так и же­на его не желает быть признанной жертвой, невротиком, социальным из­гоем.
Как больные, так и их жены не склонны искать информацию об алкого­лизме, поскольку это значило бы при­знать наличие у себя проблем. Тем не менее, отрицание никогда не бывает полным и поэтому не спасает от тре­воги и замешательства.

Пристрастие к алкоголю и созависимость — как у больного, так и у супруги отбирают энергию, здоровье, мысли, эмоции. В то время, как больной постоянно и на­вязчиво думает о прошлой или будущей выпивке, жена так же навязчиво ду­мает о том, как проконтролировать его поведение. Соматические проявле­ния алкоголизма и созависимости мо­гут быть сходными. Это колиты, дру­гие нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка, головные боли, гипертензия и другие болезненные состоя­ния, в возникновении которых важная роль принадлежит стрессу.
Даже опохмелению находится соот­ветствующий эквивалент созависимо­сти: повторный брак с больным алко­голизмом. Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так созависимая супруга, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду (к это­му или другому мужу, тоже больному алкоголизмом), чтобы смягчить прояв­ления синдрома лишения. Росту толерантности к алкоголю соответ­ствует рост выносливости к эмоциональ­ной боли.

Для выздоровления,  как от алкого­лизма, так и от созависимости само­диагностика, признание у себя призна­ков болезненного состояния, понимание того, что алкоголь делает с жизнью страдающего человека, имеет важное значение. Первая стадия процесса выз­доровления для жены заключается в том, что она должна перестать обви­нять мужа и признать, что суть проб­лемы лежит в ней самой.

Проявления созависимости до­вольно разнообразны, поскольку ка­саются всех сторон психической дея­тельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и шкал оценок, а также сказываются и на фи­зическом здоровье. Поэтому распозна­вание созависимости может представ­лять некоторые трудности. 
Этот процесс может быть облегчен использованием таблицы оценки критериев созависимости.


             В следующей статье  Вы познакомитесь с этими критериями.

Наталья Ситнева

Комментариев нет:

Отправить комментарий