вторник, 2 августа 2011 г.

"Как помочь наркоману?





Жить рядом с наркоманом очень сложно, но больше всех страдает его семья. Самое сложное в моей работе - это общение с родителями и родственниками пациентов. К ним и обращена эта статья.

Наталья Ситнева


В процесс лечения наркомана обязательно должны быть вовлечены его родственники. Жизнь близких наркомана зачастую целиком и полностью зависит от того, употребляет ли он наркотики или нет, пришел ли он домой в опьянении и пришел ли вообще. 

Они живут в постоянном напряжении и страхе и в конце концов сами заболевают неврозами и различными психосоматическими заболеваниями - гипертонией, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки и пр. Это - одна сторона проблемы. 
С другой стороны, люди, живущие рядом с наркоманом, часто своим поведением мешают ему прийти к решению отказаться от наркотиков. Но осознать это, тоже непросто. Поэтому близким наркомана необходима помощь, и практически во всех реабилитационных центрах обязательно существуют семейные программы для родственников.
Как правило, большинство родителей никогда еще с этой проблемой не сталкивались и считают, уж что-что, а "этого" у их детей быть не может. Но однажды они обнаруживали у них на руках следы от инъекций и приходили в ужас. И все, после этого у большинства собственная жизнь отходила в сторону. Мучаясь вопросами "почему?", "как это могло случиться с моим ребенком?", они начинали копаться в прошлом, пытаясь понять, где они допустили ошибку, обвиняя себя, испытывая одновременно чувство вины и жалости к себе. 
Когда первый шок проходил, они начинали бегать по врачам, психологам, экстрасенсам и пр., считая, что те в состоянии "вылечить" их ребенка. Они постоянно вмешивались в его жизнь, устраивая истерики, скандалы, "разговоры по душам", обыскивая карманы, разыскивая по притонам и т. д. 
После очередной попытки лечения, когда в день выписки из больницы их чадо снова начинало употреблять наркотики, они впадали в отчаяние, уже обвиняя его в преступной распущенности, в выброшенных на ветер деньгах, в том, что их ребенок не оправдал возложенных на него надежд. 

И в результате появлялась пропасть между некогда близкими людьми. Родители вроде бы хотели помочь, а дети зачастую начинали их ненавидеть. И так может продолжаться годами.
С такими родителями очень трудно разговаривать. Они слышат только то, что хотят слышать. Они внимательно выслушают доводы врача, что наркомания - хроническое тяжелое заболевание и что даже при длительном кропотливом лечении, бросают употреблять наркотики не более половины, но на следующий же день, соблазнившись вывеской "лечу наркоманию за один сеанс", заплатят огромные деньги и опять обманут сами себя.
Что же делать?
Я думаю, что самое главное - это, во-первых, перестать себя обманывать, во-вторых, как это ни тяжело, понять, что дети - не собственность родителей и они вправе жить как они хотят, и, в-третьих, вспомнить о том, что у родителей есть собственная жизнь. 

Обнаружив, что ребенок употребляет наркотики, большинство родителей тут же решают, что ему нужно лечиться, для них этот факт является бесспорным. Но у их детей на этот счет может быть другое мнение. Приведу вам слова самих наркоманов из книги "Анонимные Наркоманы":

"Желание - это ключевое слово; желание - это основа нашего выздоровления. В наших рассказах и опыте, которым мы делимся с наркоманами, которые все еще страдают, снова и снова появляется еще одно обстоятельство: наркоман, который не хочет бросить употреблять наркотики, никогда не бросит. Им можно советовать, угрожать, их можно уговаривать, умолять, наказывать, закрывать на замок, но они не бросят наркотиков до тех пор, пока не захотят этого".
Наркотики - это колоссальное удовольствие, иначе бы их не употребляли; постепенно развивается зависимость, болезнь. Чтобы появилось желание вылечиться, нужна мощная мотивация. А зачем, спрашивается, бросать, если та же мать будет везде, где можно, покрывать своего сына или дочь, и стоит им только намекнуть, как она уже сломя голову побежит доставать деньги, чтобы заплатить за лечение, раздать долги и пр. 

Таким образом, родители, беря на себя ответственность за поступки своих детей, мешают им осознать, что за все в жизни нужно платить самим. Часто матери, продавая последние вещи, чтобы достать деньги на лечение, говорят: "Он сам попросил, он хочет лечь в больницу".

 Мне всегда в таких случаях хочется сказать им: "Вы не знаете, что такое захотеть". Я вспоминаю одного из своих пациентов, молодого человека, мать которого не стала бегать за него по больницам. Он пришел в приемную главного врача и сказал, что не уйдет до тех пор, пока его не примут на лечение. И таких примеров я могу привести много. Если человек действительно хочет, он найдет выход сам, а не будет говорить, что эта больница ему не подходит по каким-либо причинам.
Самое сложное - понять, что Ваш ребенок все равно будет делать так, как считает нужным, и изменить это вы не в силах, но при этом он сам должен нести ответственность за ту жизнь, которую он выбрал. Если он решил употреблять наркотики, это не должно разрушить вашу жизнь, и вы не несете за это ответственность.
Я вспоминаю, как в наш город приехали выздоравливающие наркоманы из США, которые в одном из театров показывали спектакль о своем пути выздоровления. После спектакля они отвечали на вопросы зрителей. 
Встала одна женщина и, заплакав, сказала, что она договорилась прийти сюда со своим шестнадцатилетним сыном наркоманом, а потом он отказался, и она не знает, что ей делать. В ответ одна из участниц спектакля рассказала свою историю, суть которой сводится к следующему: она употребляла наркотики до тех пор, пока родители ее поддерживали. 

Но однажды их терпение лопнуло, и они выгнали ее из дома. Она обратилась в реабилитационный центр, но ей там не понравилось, и она вернулась на улицу. Вскоре, однако, эта "собачья жизнь" вынудила ее все-таки вернуться в центр, и спустя 8 лет она благодарна родителям за то, что они так поступили. 

Я понимаю, что это может у кого-то вызвать протест, и совсем не настаиваю, что нужно обязательно так поступать, но хочу подчеркнуть - практически все знакомые мне наркоманы бросили употреблять наркотики, когда им пришлось самим нести ответственность за последствия своей болезни.

Приведу Вам обращение человека, страдающего зависимостью, к своим близким. Это письмо написано как бы от имени всех химически зависимых своим родственникам и в числе другой литературы используется группами родственников алкоголиков и наркоманов в своей работе:
"Я страдаю химической зависимостью, я нуждаюсь в помощи.
Не позволяй мне врать Тебе (а Ты принимаешь мою ложь за правду), потому что, делая это. Ты поощряешь меня к дальнейшей лжи. Правда может быть болезненной, но, пожалуйста, прими ее.
Не давай мне перехитрить Тебя. Это учит меня избегать ответственности, и, кроме того, я могу потерять уважение к Тебе.
Не читай мне нотаций, не морализуй, не ругай, не хвали, не обвиняй и не спорь, когда я нахожусь под воздействием наркотиков. И не уничтожай мои наркотики. Может быть. Ты и почувствуешь себя лучше, но на самом деле ситуация усугубится.
Не верь моим обещаниям - это мой способ отсрочить боль. И не изменяй условий достигнутых договоренностей. Если договоренность существует, Ты должна придерживаться ее.
Когда Ты общаешься со мной, не теряй терпения, не выходи из себя. Это лишь погубит Тебя и возможность помочь мне.
Не позволяй своей тревоге делать за меня то, что я должен сделать сам.
Не покрывай меня и не пытайся изменить последствия проявлений моей болезни. Это снизит интенсивность кризиса, но лишь продлит болезнь.
И прежде всего, не убегай от реальности так, как это делаю я. Зависимость, моя болезнь, будет усугубляться, если я буду продолжать злоупотреблять наркотиками. Мне нужна помощь врача, консультанта, выздоравливающего больного и Бога. Я не могу помочь сам себе.
Я ненавижу себя, но Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ".
Все, о чем сказано в этой главе, трудно понять и принять сразу, особенно близким наркомана. Они часто сами нуждаются в помощи, поскольку живут в состоянии хронического стресса. Кроме того, они постоянно говорят о том, что очень хотят помочь своим детям, но можно ли кому-нибудь помочь, если сам все время находишься на грани нервного срыва?

Для помощи таким людям существуют группы родственников алкоголиков и наркоманов, называемые Ал-Анон, которые также работают на принципах программы "12 шагов Анонимных Алкоголиков". 

В эти группы собираются люди, объединенные общей бедой, они помогают друг другу обретать душевный покой и продолжать жить, несмотря ни на что. 

На собраниях близкие наркоманов начинают понимать не только разумом, но и сердцем все то, о чем я писала ранее, - перестают обманывать себя, контролировать своих детей и устраивать им скандалы, дают им возможность самим отвечать за тот образ жизни, который они выбрали. 
Но они никогда не перестают любить своих детей, просто начинают понимать, что любить - это не обязательно решать их проблемы. Китайская мудрость гласит: "Чтобы держать, нужна сила, чтобы отпустить, нужна мудрость".

Каждое собрание Анонимных Алкоголиков, Наркоманов и Ал-Анон начинается с молитвы:
"Боже! Дай мне разум и душевный покой
Принять то, что я не в силах изменить,
Мужество изменить то, что могу,
И мудрость отличить одно от другого",
Со временем близкие наркомана начинают понимать, что изменить они могут только себя.

ссылка http://pryahi.indeep.ru/psychology/ivanova_01.htmlРекомендую прочитать Если вы заподозрили родственника в употреблении, что делать?

3 комментария:

  1. Скажите как же быть мне-у меня парень постоянно курить спайс или коноплю.Что мне сделать что бы избавить его от этого,а себя от постоянных нервов,переживаний,слёз и истерик?

    ОтветитьУдалить
  2. Кристина, чтобы помочь близкому, надо начинать выздоравливать самой по программе "12 Шагов". Об этом подробно написано в разделе "Созависимость". Найдите в городе или в интернете группу "Нар-Анон" или "Ал-Анон"(группы родственников) и вы найдёте поддержку и ответы на многие вопросы. С уважением, Наталья.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить