понедельник, 4 марта 2013 г.

УСТАЛОСТЬ, УТОМЛЕНИЕ, ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ



Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, 
сколько от того, что плохо работают,
Н.  Е.  Введенский

Прежде чем мы рассмотрим конкретные темы, хотелось бы отвлечь читателя от поглотившего нас бесконечного толкования политических, социально-экономических и других не без оснований серьезно волнующих проблем. 


Тем более, что наши суждения о них, как правило, не поднимаются выше дилетантского уровня. Поэтому предлагаю перейти к деловому разговору о более земных, но касающихся каждого из нас вопросов. Первый из них — это допустимая для сохранения здоровья или же опасная степень утомления.

Обычно мы не задумываемся над этим и потому так часто упускаем критический момент, когда еще можно заметить тяжелую и опасную стадию ослабления организма, в частности его нервной системы.

Следует отметить, что проблемы гигиены труда широко представлены в литературе, рассчитанной на разную степень подготовленности читающего. Но мы сосредоточимся на основных субъективных и объективных признаках утомления в трудовом процессе, что должно способствовать предупреждению возможных перегрузок и тяжелых нервно-психических срывов.

И еще одна особенность представляемых сведений. Физическое утомление человек ощущает легко и констатирует его почти без затруднений.

 Особенности же интеллектуальных, эмоциональных, то есть нервно-психических, перегрузок проходят часто незамеченными или истолковываются неверно. Поэтому надо знать, какое значение имеет умственное переутомление, и понять, как оно проявляется.

Давно известно, что наш организм — единое, сложно организованное целое, не знающее состояния покоя. Постоянная активность различных его систем определяется непрерывным потоком информационных сигналов, поступающих из внешне среды и от протекающих в наших органах процессов. 

Импульсы постоянно «фильтруются», преобразуясь в соответствующие требования жизни к человеку и самого человека к жизни, что оформляется в сочетание желаний, потребностей, возможностей, обстоятельств. Труд в этом сложном процессе имеет очень важное значение.

Затрагивая его психологический аспект, можно отметить, что каждый из нас по-своему эгоистичен. В том смысле, что чаще стремится делать не то, что необходимо и полезно (государству, обществу, другим), а то, что хочется. 

«Надо» и «хочется» часто вступают в конфликт,  который следует   знать чтобы понять, почему, какую долю радости или напряжения утомления, огорчения приносит нам каждый трудовой   день.

 Труд может быть не только обязанностью, но и источником глубочайшего удовлетворения.   Для этого   он должен   быть прежде всего свободным. 
И еще — по душе, по силам.   Для многих выбрать дело — значит выбрать жизнь. И если выбирают не из-за престижности, а с учетом своих возможностей, интересов, способностей, склонностей, выигрывают    больше. 

Что ж до престижа, то он, как известно, в значительной степени зависит от уровня мастерства, профессионализма. Быть хорошим слесарем, искусным поваром, опытным    трактористом или водителем автобуса гораздо престижнее, чем прозябать в роли посредственного инженера, бездушного медика, серого администратора, бесталанного артиста.

Следующим важным фактором являются условия среды и тип труда, от которых зависят и успех работы, и повышенная «готовность» к утомлению. Научно-технический прогресс необратимо ведет к постоянному снижению в производственных условиях удельного веса мускульной нагрузки. Наряду с этим значительно растет круг профессий, требующих напряженной интеллектуальной деятельности.

Человек и техника связаны в производственном процессе сотнями нитей, как два звена одной цепи, и это определяет служащего, рабочего и крестьянина нового типа, сочетающего в труде сложный комплекс умственной деятельности, значительную эмоциональную напряженность и часто лишь отдельные элементы физической нагрузки в виде тех или иных двигательных навыков.

Деление людей на работников умственного и физического труда крайне затруднительно, а в перспективе это совершен-но теряет смысл. Естественно, что вопросы психофизиологии умственного труда, его правильной организации и профилактики переутомления становятся все более актуальными, требуя предусматривать сложное сочетание особенностей выполняемой работы.

Прежде чем освещать признаки усталости, утомления и переутомления, необходимо кратко ознакомить читателя с общепринятой характеристикой психических функций.

Психику, психическую деятельность человека как основную форму взаимодействия организма с внешней средой можно условно разложить на отдельные элементы. Но такое выделение отдельных психических функций возможно только с оговоркой о том, что все они проявляются в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

Самая элементарная форма психической деятельности — что ощущения, то есть отражение нашим сознанием отдельных свойств и признаков предметов, явлений окружающего мира, а также отдельных элементов самочувствия: цвета, запаха, звука, температуры предметов, боли, холода, зуда. 

Обязательным условием ощущения как психической функции является сиюминутность воздействия предметов и явлений на органы чувств. Так, нельзя ощущать виденное вчера, это будет уже другая психическая функция -- воспоминание. 

Ощущение вызывается раздражением нервных окончаний именно в данный момент с одновременным распространением возбуждения на соответствующие участки головного мозга.

Не всякие воздействия внешнего мира могут вызвать ощущения. Очень слабые не воспринимаются, очень сильные мы узнаем как боль, сигнализирующую об опасности. Ко многим ощущениям мы настолько привыкли, что не замечаем их, к примеру, прикосновение одежды, и это также имеет определенный биологический защитный смысл, не позволяющий перегружать нервную систему ненужными, мало значимыми или постоянными сигналами.

Ощущения соответствуют органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Из внешних для человека жизненно важными являются первые два. Органические исходят от внутренних органов, мышц, суставов.

Развитие тех или иных ощущений, а также, наоборот, рациональное их притупление в значительной степени зависит от специальной тренировки, условий труда, особенностей профессий. Примеры: привыкание к постоянному шуму, одежде,температуре,мельканию машин, световым сигналом.  Источник "В минуту жизни трудную" Е.А. Цуканова. 
Продолжение следует...

Рекомендую прочитать 

Как распознать симптомы приступа паники


Комментариев нет:

Отправить комментарий